четверг, 19 сентября 2013 г.

Общество как динамичная система.


Общество (в широком смысле) - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой совокупность всех исторически развивающихся способов взаимодействия и форм объединения людей. Мы рассмотрим общество как динамичную систему. Слово "система" греческого происхождения, означает "целое", "составленное из частей", "совокупность".


Общество (материал из конспекта урока):
  • Сложная система (большое количество образующих ее элементов и связей между ними);
  • Открытая система (взаимодействующая с окружающей средой);
  • Материальная система (реально существующая);
  • Динамичная система (изменяющаяся,развивающаяся в результате внутренних причин и механизмов)


Признаки общества как системы:

  • Большое разнообразие социальных структур,систем и подсистем;
  • Самодостаточность,саморегуляция;
  • Непредсказуемость,нелинейность развития;
  • Динамизм;
  • Необходимость осмысления последствий вмешательства в построение моделей общества
  • Непрекращающееся развитие


Сферы общественной жизни как подсистемы общества:

Остановимся на характеристике сфер общества.Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям,которое выполняет общество.
Экономическая сфера охватывает отношения,связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Функция - взаимодействие общества как системы с внешней средой.

Социальная сфера  включает отношения между различными социальными общностями и группами. Функция - объединение, интеграция (процесс объединения частей в целое) общества на основе соотнесения интересов разных групп.

Политическую сферу  образуют отношения гражданского общества, полит.партий и государства. Функция - осуществление руководства и управления.

Духовная сфера  охватывает отношения,образующиеся в процесс создания,распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Функция - поддержание ценностей,норм человеческого общежития.

Сферы жизни общества составляют единое целое,единую систему,они неразрывно связаны друг с другом,изменение в одной влекут к изменению в другой.


Социальные институты:

Социальный институт можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных функций и строится на основе определенных норм,правил.


   [источник схемы]










Практика/Домашняя работа

Творческая работа в группах.

Основные понятия:

Общество (в широком смысле)обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой совокупность всех исторически развивающихся способов взаимодействия и форм объединения людей
Общество (в узком смысле) - исторический этап развития человека; страна,государство: объединение людей с какой-либо целью.
Система
множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Подсистема -  часть системы, которая изучается самостоятельно и сама обладает системными свойствами.
Динамизм -  подвижность, стремительность развития действия
Социальный институт -  относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.


Источники информации:
Общество как динамичная система.Обществознание.про
Вспомогательные ресурсы:

7 комментариев:

  1. Лейля, очень понравилось созданное Вами задание. Хочу дать пару советов по его улучшению.
    1. Задание хорошо своими вопросами в картинках. Так вот, картинка к первому вопросу может трактоваться двусмысленно. С одной стороны, это, безусловно, социальная сфера (изображена группа людей разного возраста, но объединённая по конфессиональному признаку), но с другой стороны, религия является формой духовной культуры. Может, стоит поменять формулировку вопроса на: "взаимосвязь каких сфер общественной жизни показана на этой картинке"?
    2. Созданное задание можно не только вставлять ссылкой, но и собственно вставлять на страничку: это было бы еще лучше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за советы. Да, я тоже сомневалась подходит ли та картинка, исправлю, сейчас попробую вставить тест в пост.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Лейла!
    Позволю прокомментировать ваш блог с точки зрения ИКТ.
    1) В подзаголовках двоеточие в конце ставить не следует или, если уж используете ":", тогда далее следующие элементы нумерованного списка должны писаться с маленькой буквы, в конце должна ставиться ";", а для нумерации использоваться символ со скобкой
    2) Присоединюсь к комментарию Марии Николаевны: созданный вами кроссворд лучше внедрить в блог, в сервисе для этого есть "текст для вставки на блог"
    Успехов!

    ОтветитьУдалить
  4. Лейла!
    Уберите, пожалуйста, капчу (http://golovanon.blogspot.ru/2012/10/blog-post_26.html). Добавьте ярлыки "Обществознание" и "Информатика"
    Успехов!

    ОтветитьУдалить
  5. Лейла!
    Уберите, пожалуйста, капчу (http://golovanon.blogspot.ru/2012/10/blog-post_26.html). Добавьте ярлыки "Обществознание" и "Информатика"
    Успехов!

    ОтветитьУдалить
  6. Лейла!
    Позволю прокомментировать ваш блог с точки зрения ИКТ.
    1) В подзаголовках двоеточие в конце ставить не следует или, если уж используете ":", тогда далее следующие элементы нумерованного списка должны писаться с маленькой буквы, в конце должна ставиться ";", а для нумерации использоваться символ со скобкой
    2) Присоединюсь к комментарию Марии Николаевны: созданный вами кроссворд лучше внедрить в блог, в сервисе для этого есть "текст для вставки на блог"
    Успехов!

    ОтветитьУдалить