вторник, 21 октября 2014 г.

Рыночное равновесие. Изменения величины спроса и предложения.

Равновесие на рынке

Равновесная цена – ситуация на рынке, когда весь товар, предложенный к продаже, раскупается.Величина спроса равна величине предложения

Нарушение рыночного равновесия:

  • Дефицит: ситуация на рынке, когда величина спроса больше величины предложения
  • Избыток: ситуация на рынке, когда величина предложения больше величины спроса






Изменение величины спроса - скольжение кривой спроса - может быть вызвано ценовым фактором (изменением цены). При этом вся кривая спроса не изменяет своего положения, соотношение между ценой товара и его количеством, которое готовы купить покупатели, не изменяются.












Спрос показывает, какой может быть величина спроса при любой цене. Изменение спроса (правый график) может быть вызвано изменением неценовых факторов, при этом вся кривая спроса смещается. В результате изменяется зависимость между ценой товара и его количеством, которое готовы купить покупатели.



Неценовые факторы спроса: 

  • Изменение вкусов и предпочтений покупателей. Под влиянием информации формируются вкусы, предпочтения. Например: удачная реклама, изменение моды, сезонность, престижность, предпраздничный ажиотаж и пр.
  • Изменение дохода покупателей. Спрос на низшие товары (езда на трамвае, потребление соли, пользование услугами ремонтных мастерских) снижается с ростом доходов. Спрос на нормальные товары (качественная еда, модная одежда, бытовая техника, турпоездки, развлечения, автомобили) растет с ростом доходов.
  • Изменение цен на сопряженные товары. В случае снижения цены одного из товаров-заменителей (субституты) покупатели отдают предпочтение этому подешевевшему товару, величина спроса на него увеличится, при этом спрос на остальные субституты снижается. 
  • Когда одни из дополняющих друг друга товаров подешевеют, величина спроса на них увеличится согласно закону спроса, спрос на комплементарные с ними возрастет.
  • Ожидания изменений цен или доходов. Если покупатели ожидают роста цен на конкретный товар, например на сахар, который в летний период требуется для заготовки ягод, то часть покупателей будет закупать сахар заблаговременно, и спрос на сахар возрастет.
  • Количество покупателей на рынке. Различают спрос индивидуальный и спрос рыночный. С ростом количества покупателей рыночный спрос будет расти, и наоборот, при снижении количества покупателей рыночный спрос сокращается.


Изменение величины предложения  - может быть вызвано ценовым фактором (изменением цены). При этом вся кривая предложения не изменяет своего положения.

Изменение предложения (правый график) может быть вызвано изменением неценовых факторов, при этом вся кривая предложения смещается. 

Неценовые факторы предложения:

  • Цены на ресурсы. Если ресурсы становятся дороже, возможности фирмы по производства товара уменьшаются, предложение снижается.
  • Цены альтернативных товаров, произведенных из аналогичных ресурсов. Принимая решение о выпуске товара, предприниматель учитывает, какой доход и, соответственно, какую прибыль можно получить при производстве других товаров из таких же ресурсов.
  • Внедрение новых технологий. Внедрение новых технологий, как правило, является эффективным средством, что дает возможность фирмам снижать цену на свой товар или при тех же затратах предлагать на рынке большее количество товара. Предложение растет.
  • Налоги и субсидии. Налог как надбавка к цене повышает цену товара, предложение снижается. Субсидия - "налог наоборот": государство оказывает помощь фирмам, чей товар особенно необходим в стране, предложение возрастает.
  • Ожидания продавцов. Ожидая, что товар станет дешевле, продавец поспешит избавиться от него, пока цена достаточно высока и наоборот.
  • Количество продавцов на рынке. Если в отрасли появляется продавец такого же товара, то рыночное предложение возрастает. Если отдельные продавцы уходят из отрасли, то рыночное предложение сокращается.


Комментариев нет:

Отправить комментарий